Karpuz и dondurma - Турция, Фетхие, июль 2015

by Katya Stavitskaya

Этим летом, неожиданно для самих себя, мы решили поехать на отдых в Турцию, и поначалу мне даже неловко было говорить друзьям о том, что мы едем не на Алтай, не в Ирландию, и не в Грецию хотя бы, а именно в Турцию. На побережье!

Но я нашла волшебное место с собственным пляжем и садом, где растут авокадо, а место оказалось в Турции, так что мы взяли и поехали. Летели из Берлина в Анталию, и в Анталии на нас обрушились все стереотипы турецкого отдыха: абсолютно русский бестолковый аэропорт, на трассе аутлеты с кожей и мехами, несусветная жара и навязчивый сервис. Мы были рады сесть в прокатную машину и уехать оттуда наконец.

Через километров 100 все изменилось до неузнаваемости: русская речь пропала вовсе, равно как английская, не осталось ничего, кроме гор и трасс, и еще мужичков, которые на обочине варили кукурузу на продажу.

На обед мы останавливались в придорожных кафе, где, чтобы заказать фрукты, нам приходилось тыкать в них пальцем на скатерти.

Ехать нам нужно было  в маленькую деревеньку Yaniklar, которая находится совсем рядом с курортом Fethiye (мы называли его Фетхие, а вот турки произносили скорее как Фетие). Еще в начале 20 века Фетхие назывался Телмессос, говорят, основан был в 5 веке до нашей эры, и был очень важным городом в древней Ликии. Ликийские гробницы вообще встречаются там повсюду! Расскажу о них чуть ниже. После греко-турецкой войны Телмессос переименовали в Фетхие в честь военного летчика, который разбился на самолете во время войны, то ли героически. то ли случайно.

Наше место, как обычно, оказалось классным. Yonca Lodge, которое мы произносили Йонка, а оказалось что-то среднее между Йонджа и Йонча. Во-первых, там был садик с фруктовыми деревьями (персики, авокадо, гранат, лимоны, апельсины!). Под этим лимонным деревцем, к примеру, я каждое утро скакала свой кардио-воркаут, но не потому что я такая крутая и спортивная, а потому что мы так дико обжирались на ночь, что мне хотелось это хоть как-то скомпенсировать!

Во-вторых, на огромной территории все время бегали курочки с мелкими цыплятами, кошки с котятами и прочая живность, от чего дети были в восторге. Не будем забывать про курицу, которая несла яйца в корзине для полотенец в пляжном туалете!

Кроме зверей был еще классный бассейн: взрослый и детский. Вода была очень чистая, мягкая, не пахла хлоркой, и в жару там можно было плавать целый день и совершенно не волноваться за детей.

В-четвертых! Был собственный пляж, куда ночью приходили черепахи откладывать яйца, а днем и вечером мы там загорали, плавали и ели. Дети утром натягивали что попало и убегали на пляж, а там сами накрывал завтрак: себе и нам. Обычно завтрак Киры выглядел так: шоколадные хлопья с молоком, шоколадный кекс и бутерброд с шоколадной нутеллой.

Вообще, кроме шоколада на завтрак, было очень много всего вкусного: к примеру, я попробовала джем из бергамота, и он оказался довольно космическим, а еще кучу местных сыров и оливок, и турецкие медовые десерты, и кофе с миндальным ликером! Есть что вспомнить.

А еще закаты! Не хуже тайских. И домики на пляже, в которых мы пережидали жару,

В принципе, можно было бы не выезжать никуда, а все время есть, спать, загорать и плавать, ну и высматривать черепах в бинокль, но я же так не могу! Поэтому в первый же день мы поехали смотреть Фетхие и гулять по старому базару.

Базар, конечно, мог быть более старым, но, к сожалению, большая часть города разрушилась во время землетрясений в середине 20 века. Сегодня нужно быть очень внимательным, чтобы за полотенцами с hello kitty разглядеть старинные деревянные балкончики, которые я ужасно люблю.

На рынке ничего особенного не продают, в основном китайские радости, зато на продуктовом все местное. Торгуют свежей рыбой, которую можно съесть тут же, в любом ресторанчике на рынке: мы так и сделали, и это был один из наших лучших ужинов! Только сели мы не в рыбном павильоне, а во фруктовом: красивее вокруг, и пахнет приятней. Место называлось Oztoklu, на трипадвайзере высокий рейтинг. Там был отличный сервис: веселый, бодрый и аккуратный. Кстати о трипадвайзере: почему-то в этой части Турции он работает гораздо лучше, чем foursquare; информация свежее, отзывов больше, ну и почти все по делу. На форсквере высокие рейтинги были взяты явно с потолка: все места, которые мы посетили по его совету оказались не очень.

Кроме того, каждый вторник в Фетхие работает большой рынок, он тянется вдоль каналов, и все его невероятно нахваливают, а я так и не поняла почему: продают все то же самое, только в пять раз больше. Еще мне очень не хватало каких-то местных классных сувениров, типа того же самого джема из бергамота, только в красивой баночке. Да на самом деле в любой баночке. Почти все оливковое мыло, которое там продавалось, было с ужасными ароматизаторами, поэтому, когда я нашла натуральное, то радостно скупила почти весь запас.  Еще нашли отличный кофе, все как надо: окошко на рынке, а внутри девушка сидит и продает. Кофейня, говорит, еще дедушки моего, и зерна мы сами обжариваем. Я там попробовала пожевать зеленый кофе, очень, скажу вам, невкусно. Мы накупили там всякого, в том числе кофе с черным тмином (заканчивается уже), и даже турецкий кофе помолотый для эспрессо. Обожаю турецкий кофе! Еще полгода назад я вообще не понимала, как его можно пить, этот странный земляной вкус, а сейчас меня хлебом не корми, налей только турецкого кофе, да дай фиником закусить.

Еще на большом рынке мы попробовали шербет. Готовил его клевый дядька, но на вкус мне показалось, что это просто сахар со льдом и с минимальным добавлением сока.

Кроме турецкого кофе я еще очень люблю турецкую еду! Поэтому с помощью трипадвайзера мы нашли ресторан турецкой кухни, и как-то раз вечером отправились туда ужинать. Вообще, ужинали мы очень плотно, это если говорить вежливо. Дело в том, что днем стояла такая адская жара, что есть казалось странным занятием, зато к вечеру просыпался аппетит, да и рестораны открывались на ужин только часам к восьми. И попробовать хотелось все, включая десерт. Поэтому мы обычно приползали ночью домой, страшно объевшись, а я потом утром скакала свой кардио воркаут под лимонным деревцем. А место с турецкой едой называлось Mozaic Bahce.

В Фетхие еще есть пляж Calis beach (читается как Чалыш или что-то вроде), но я его не советую. Мы там были один раз, оставили там чудесное органическое масло для загара Apivita, ну и к тому же в море мимо нас проплыла ээээ какашка! Добавить нечего.

Лучше вместо пляжа залезть наверх и посмотреть ликийские гробницы, что мы и сделали. Город немного поднимается вверх в гору, и гробницы торчат прямо в скале. Они очень величественные и красивые, и особенно хороша гробница Аминтаса (кто он был такой, как я понимаю, точно не известно, но явно какой-то известный ликийский деятель). Сами ликийцы верили, что души умерших людей превращаются в мифических птиц после смерти, поэтому строили гробницы так высоко, чтобы птицам было удобнее летать. А сами гробницы по архитектуре напоминают деревянные дома ликийцев. Вообще довольно забавно: домов нет уже тысячи лет, а гробницы - вот, пожалуйста. Стоят, и даже землетрясения их не разрушили. Вообще, как подумаешь про их возраст, даже мурашки по коже. И ужасно бесят все люди, которые выцарапывают на них свои имена или пишут баллончиком.

Еще в Фетхие с нами случилась неприятность из серии #stavitskysyndrome. В первый же день, гуляя по набережной, мы так размякли от удовольствия и созерцания лодочек, что решили выпить турецкого чаю. Нормальное такое желание, сели в кафе, дождались чая, и вот Кира задевает стаканчик локтем, и далее весь горяченный чай выливается ей на ногу. Кира кричит, англичане за соседним столиком подскакивают на помощь, официант подбегает с ведерком льда, а Олег несется в ближайшую аптеку. Вернулся он, правда, не с пантенолом, как я просила, а с коробкой разноцветной Дженги, видимо, чтобы снять стресс. А Кира все кричит! Стоит убрать лед, кричит совсем душераздирающе. Я уже представила себе ожоги разной степени тяжести, и мы поехали искать больницу.

До сих пор не представляю, как это случилось, но мы совершенно неожиданно наткнулись на частный педиатрический кабинет, который работал в 10 часов вечера. Иногда мне кажется, что он так из воздуха появился, специально для нас, а потом исчез. Кабинет абсолютно новый, с дизайнерскими вазочками на полках и свежими игрушками. Мы ждали своей очереди со стенающей Кирой на руках, и вот, когда врач взял Киру на руки убрал с ее ноги пакетик со льдом, она неожиданно замолчала. Где болит, спрашивает врач. Нигде, отвечает Кира. Тут мы с Олегом немного истерически посмеялись, а врач, чтобы время даром не терять, взвесил Киру, посмотрел ей уши, нос и рот, а также измерил рост. Потом, явно наслаждаясь техическими возможностями, вывел на огромную плазму картинки ожогов разной степени тяжести, и заверил нас, что все это не наш случай. Саша страшно впечатлилась ожогами, и молчала потом всю дорогу домой. А довольная Кира сидела с леденцом за щекой и двумя надувными шариками в руке. Ожог, конечно, все-таки случился, но совсем легкий.

Вообще, Фетхие и окрестности понравились мне больше всего тем, что там было сразу все, что я люблю: вкусная еда, море, природные красоты и древние развалины в природных красотах. Много вариантов куда забраться повыше, испугаться немного, полюбоваться немного, а потом спуститься вниз в ресторанх с вином (это мой любимый вид отдыха, если что)

Поэтому мы довольно много покатались по окрестностям на нашем Ниссане Микра. Сначала поехали в Saklikent Gorge. Это каньон в горах длиной почти 20 км, довольно глубокий, такой, что туристов пускают только летом, когда большинство горного снега уже растаяло. Перед поездкой я смотрела много (как мне казалось) картинок про этот каньон, и читала тоже, но смотрела я, как выяснилось, все не то.

Во-первых, я думала, что прогулка по каньону - это мы будем идти по мостику вдоль скал и любоваться бушующей водой внизу. А потом пить кофе с видом на водопад. Поначалу так и было: мостик, поток, кафе. А дальше начиналось самое интересное: всем желающим выдавали напрокат вотершуз (кстати в Турции, как и в Греции, это такая же необходимая вещь, как купальник), и можно было вдоль веревочки перейти ледяной бурлящий поток, и отправиться дальше вглубь каньона 4 км до водопада. Мы долго раздумывали брать ли нам вотершуз или нет, а работник каньона настойчиво предлагал свои услуги в качестве гида. Внутри вам будет сложно без гида, настаивал он. Хаха, думали мы, знаем ваши туристические разводки! Но на вотершуз все же согласились и пошли вглубь.

Перебираться через ледяной поток было весело, но не так и просто с детьми на руках! Но больше все-таки весело, поэтому мы вприпрыжку пошли дальше. Внутри было очень красиво: иногда мы видели гигантские валуны, которые явно когда-то падали с гор, но из-за узости самого каньона так и не смогли упасть прямо в воду, а остались лежать на скалах, как опасный потолок.

И чем дальше мы шли, тем интересней нам становилось: кое-где было так глубоко, что приходилось закатывать шорты, вода была серо-голубая и довольно мутная, что дна не было видно, и по пути под водой попадались ямы. Но мы посадили детей на шею и пошли дальше.

Дальше мы уже не фотографировали, потому что поход стал довольно напряженным: в какой-то момент из-за скалы вышел мокрый человек и сказал, что за поворотом начинается самое сложное. Чтооа, подумали мы, куда ж еще сложнее-то. Но он был прав! Появились высокие скользкие камни, поток воды стал очень сильным, почти неуправляемым, при этом вода оставалась мутной, и ям по-прежнему не было видно. Все чаще нам встречались люди, неодобрительно качающие головами при виде нас с детьми на руках. Мы уже не могли справляться без посторонней помощи и прибились к какой-то турецкой семье: они помогали нам поднимать детей на особенно скользкие и высокие камни, мы ловили их уплывающие шлепанцы, все были по пояс в воде, но продолжали путь вперед. Потом дети начали плакать и проситься обратно. Ну мы все равно шли, ведь до водопада оставалось всего ничего! Потом, когда Кира истерически прошептала мне на ухо: "Мама, я тебя люблю!!", я подумала, что пора бы все-таки поворачивать. Но Олег настаивал, ведь так обидно сворачивать, не дойдя до водопада 500 метров! На следующем повороте мы увидели высокий камень, с которого со страшной скоростью падала вода, и девушку, которая пыталась забраться на этот камень, а потом подскользнулась, и ушла под воду с головой. Тут мы молча развернулись и пошли обратно, равно как и турецкая семья. На обратном пути мы вымокли еще больше, и все время вспоминали турка, который предлагал нам услуги гида, и нервно хихикали.

После такого приключения мы пообещали детям ведро мороженого и массаж рыбками! И сами хотели выпить пива с арбузом, и немного передохнуть. Там вокруг много кафе на воде, довольно посредственных. Мы потом пожалели, что сели рядом с каньоном, потому что на обратном пути вдоль дороги было много домашних кафе, очень уютных, разной степени безумства в плане оформления интерьера и с видом на горы. И когда мы ехали на машине, из этих кафе выходили люди, улыбались, и жестами приглашали нас внутрь. Это было очень мило. Одним словом, что сказать про Saklikent gorge: огого! Но езжайте туда рано утром, в купальнике и вотершуз, не берите с собой детей, а обедать останавливайтесь в придорожных кафе.

А потом мы поехали смотреть развалины ликийского города Tlos: говорят, он был основан около 4000 лет назад. И еще в 19 веке был вполне живым и обитаемым. Сейчас он больше похож на музей под открытым небом: сплошные величественные руины, и самые впечатляющие из них, конечно, гробницы. В Тлосе они похожи на отдельный город: весь холм в гробницах, и его видно издалека. Ну и конечно, как только мы приехали и взобрались на холм, как тут же поднялся ветер и началась гроза.

Там было просто невероятно круто и жутко! Особенно из-за того, что нам пришлось немного переждать грозу в одной из гробниц. А еще мне очень хотелось фотографию, поэтому мы побежали с Олегом фотографироваться в ветер, а детей попросили немножко посидеть в гробнице. Но мы вернулись очень быстро, честное слово. И потом все-таки пошли вниз, так как дождь начался совсем сильный.

Мне очень понравилось в этой части Турции то, что практически во всех исторических достопримечательностях было мало людей. И это в июле! На самом деле людей в округе было очень много, но все они предпочитали не лазить по развалинам, а киснуть в море или в баре.

Еще очень понравилось то, что везде можно было залезть и потрогать. Помню, как на Сицилии мы ходили и облизывались на колонны античного храма за веревочкой, и даже потрогать их не могли, не то, чтобы внутри побродить.

В этот же день мы еще заехали в Yakapark, потому что везде натыкались на его рекламу, и к тому же очень хотели отдохнуть в спокойном месте. Я представляла себе какой-то парк с рестораном и аттракционами на природе, а оказалось, что это парк, посвященный воде. Он построен на воде и вокруг воды, с большим уважением к ландшафту. Вода была повсюду: водопады, прудики, заводи, ручейки и даже водяная мельница. Больше всего нас впечатлила барная стойка, в которой плавали форели, и форелей можно было трогать! Пока дети гладили форель, мы познакомились c uber-халвой: заказали себе горячую халву из любопытства. Нам принесли большой горячий горшочек, где, на манер крем-брюле, была запечена халва. Первые пару ложек было очень вкусно, но потом начался сахарная передозировка, и у нас немного затрещало за ушами и закололо во лбу.

До поездки я много читала про прекрасные пляжи Фетхие, и особенно пляж в городке Олюдениз. Most photographed beach in Turkey! Blue flag beach! Мы, конечно, поехали. Сам по себе Олюдениз очень милый и очень туристический. Если в Фетхие видно, что там живут обычные турки своей обычной турецкой жизнью, то в Олюденизе кругом одни резорты, кафе и рестораны. Ну и магазины с надувными крокодилами, конечно.

Сам пляж широкий и длинный, и цвет воды действительно красивый, море прозрачное и чистое. Пляж делится на две части: правая - самая знаменитая часть, которую все время фотографируют, потому что там лагуна красиво изгибается, и линия берега получается полукруглой. Заехать на этот пляж можно только за деньги. Мы заехали и пожалели. К природе никаких претензий не было, но там было какое-то нереальное количество людей, которые плавали в море как креветки в хорошем том яме. На берегу людей было и того больше, и приходилось протискиваться через лежаки и постоянно наступать на чьи-то сланцы. Мы пожарились там пару часов и уехали. Нашли рядом другой пляж, очень красивый, расположенный среди сосен и скал - Kidrak nature park. Сначала не могли поверить своему счастью, такая красота, и зонтики есть, а людей почти нет. Подвох, конечно же, был: очень сильное течение и сразу глубоко. Еще были волны и предупредительные таблички об отсутствии спасателей. Нам все равно очень понравилось, но детей в такое море не отпустишь, конечно.

Хотя дети! Начали плавать наконец, то есть Саша начала. В нарукавниках, но если учесть, что еще полгода назад она боялась лицо в воду опустить, я считаю это прогресс. Кира плавать отказывалась, и просто носилась радостно по берегу и принимала различные позы на песке.

Это полупустой каменистный Kidrak.

Олегу вообще очень не понравился Олюдениз из-за его туристичности. Я не против туристов, но могу сказать одно: в Олюденизе очень плохие рестораны. Даже те, у которых высокий рейтинг на форсквер. А я ведь раньше не знала, что в Турции может быть плохая еда, пока не побывала в местных ресторанах. Коктейли были тоже так себе. Еще было очень много неприятных англичан (тоже, кстати, открытие): молодых, краснолицых, с пивом или с мороженкой. Большинство из них были очень толстые и неопрятные, ходили по улицам вразвалочку, шаркая вьетнамками, и на это было больно смотреть. Особенно девушки! После этого я подумала, что если буду когда-нибудь толстой, то надо не забыть держать спину ровно, и нести себя красиво и с достоинством.

Но как бы мы не хотели возвращаться в Олюдениз, а нам все-таки пришлось, и не раз! Во-первых, только там можно было посмотреть как ребята на параглайдах спускаются с неба прямо на пляж. Когда Олег это увидел, то вдруг сказал, что тоже хочет, раз-раз, забронировал трип, и мы опомниться не успели, как уже ехали всей семьей в веселом микроавтобусе на самый верх горы Babadag.

Тут надо отметить, что на гору Бабадаг мы собирались все равно, потому что там наверху когда-то был ресторан, а мы, это всем известно, любим забраться куда повыше и там посидеть в ресторане с видом. Как выяснилось, ресторан закрылся, но посмотреть безумный вид хотелось, и еще хотелось посмотреть, как Олег прыгнет. Во многих источниках о дороге на Бабадаг не пишут ничего хорошего, страшная она, говорят. После истории с Saklikent gorge мы стали более внимательное относиться к предупреждениям бывалых, и не стали подниматься на гору сами.

Так вот, в этом микроавтобусе сначала ужасно трогательно давали всем вытянуть из шляпы имя своего инструктора, с которым придется прыгать. А потом мы стали подниматься все выше и выше, жуткий серпантин без ограждений: через 10 минут в автобусе визжали все, а я просто молчала от ужаса, прижимая к себе детей.

Когда мы вышли, Олегу не дали времени на раздумья, буквально через пять минут он уже летел. А мы остались наверху и смотрели, как параглайдеры, один за другим, сначала ужасно смешно бегут и семенят ногами в воздухе, а потом поток их подхватывает и они взлетают вверх. Это было одно из самых красивых зрелищ, которые я видела в жизни. Мне правда в какой-то момент хотелось заплакать, но весь тонкий порыв моей души был смят детским нытьем: Саша и Кира хотели немедленно прыгнуть как папа, и вобщееее, почему мы здесь сидииииим и далее по списку.

Наверху нам дали всего 20 минут, а потом тот же микроавтобус повез меня с детьми вниз. Поездка обратно была еще более устрашающая: кроме нас не было ни одного пассажира, водитель врубил бодрую турецкую музычку и понесся с высоты 1700 метров по серпантину так резво, что мне хотелось кричать: "Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!"

Но мы спустились, живые и здоровые, и внизу нас ждал Олег, тоже живой и здоровый, сидел и смотрел видео своего полета. О своих ощущениях он сам вам расскажет!

Я, признаюсь, начала Олегу завидовать: ну как же так! Я очень люблю преодолевать себя, и вообще новый опыт - что может быть лучше. Но я понимала, что в моем случае 1700 метров - это не новый опыт, это психоз. Потому что я очень, страшно, зверски боюсь высоты. Но сделать что-то такое хотелось! Поэтому я решилась на парасейлинг: это когда ты летишь на парашюте за лодочкой.

Олег, конечно, посмеивался над моей затеей (еще бы, после 1700 метров), но потом изменил свое мнение. Равно как и дети, которые сначала тоже требовали летать на парашюте за лодочкой. Потом, когда они увидели, как меня пристегивают, а потом вжжжжжик - и я улетела вверх, и превратилась в желтый шарик в синем небе, они сразу передумали.

Что касается меня, скажу так: взлетать - было самое прекрасное и удивительное ощущение, которое я испытывала. Ты сидишь совсем как в обычной жизни: в шортах и маечке, вокруг тебя нет никакой машины, и при этом ты стремительно взлетаешь вверх, и это так странно и волшебно. А потом я просто плыла на своем парашюте на высоте (казалось бы) всего 100 метров, но я видела весь город сверху, и серпантин, и ползущий по нему малюсенький автобус, и вот тут-то мне, ребята, и стало жутко.

Что меня удивило больше всего, так это тишина, которая была там, наверху. Я думала будет свистеть ветер или что-то такое. Но на деле я слышала каждое слово, которое говорила сама себе, потому что через некоторое время я начала разговаривать сама с собой, уж очень мне было страшно. Еще на такой высоте я почувствовала максимальное одиночество. Я была так высоко, как птичка, люди внизу, и уже ко мне будто бы не относятся, но при этом я все же не птичка. Мягко говоря не птичка, потому что через 10 минут я думала только о том, умру ли я от разрыва сердца, если я полечу вниз с такой высоты, и насколько мне может помочь мой спасательный жилет.

После всех этих удивительных физических ощущений нам захотелось ощущений другого рода, и мы поехали смотреть заброшенную деревню Kayakoy. Я уже писала в своем фейсбуке об этом, напишу еще раз здесь. Этот визит стал для меня самым главным впечатлением за всю поездку, и определяющим мое отношение к ней. Kayakoy - это бывшая греческая деревня, которую, после Балканских войн и греко-турецкой войны в начала ХХ века расформировали, и все греческое население выслали в Грецию.

Еще после нашей майской поездки в Грецию я много думала о том, как так получилось, что люди, живущие рядом, причинили друг другу столько боли. Ведь всем известно, что они могли существовать мирно, и вообще, если человека оставить в покое, просто дать ему жить, не вкладывая в голову никаких лишних идей, то самые разные религии могут существовать рядом. И так оно и было в Греции, в Турции до какого-то времени. Потом, когда мы уже вернулись, я прочитала книгу Луи де Берньера "Бескрылые птицы", посвященную как раз всем этим событиям, и вдохновленную заброшенной деревней Kayakoy. Очень хорошая книга, созвучная всем моим мыслям и переживаниям по этому поводу. Я рыдала в конце, ну что поделать, уж такая я чувствительная.

В саму деревню мы приехали на закате, и внутри почти никого не было (подозреваю, что все были на пляже или в барах, как обычно). Мы ходили, смотрели, взбирались, спускались, видели остатки краски на дымоходах, намеки на площади и церковные дворики, и все это было так жутко, и грустно, и красиво, что просто захватывало дух, вот и все.

Потом солнце упало за гору, и мы спустились вниз, в ресторан Levissi garden, который оказался прекрасен и дорог. Там мы познакомились с турецкими винами, которые были огого. Там мы видели, как в развалинах деревни в темноте, подсвеченной зелеными фонарями, летают летучие мыши. Там мы ели очень вкусную еду, там мы переваривали впечатления от Kayakoy, и там же мы познакомились с щенком турецкого кангала (те самые, которые вырастают размером с лошадь) и чуть не умерли от умиления. Потом мы ехали домой через горы и пахучие сосны, через кладбища в лесах, и через виды мигающих огнями городов, и слушали Four tet - Evening side, и это был какой-то эмоциональный пик, вершина путешествия!

Хотя что я говорю. Следующий день был последним, и мы отправились встречать закат в море на лодке, которую сняли тут же в марине Фетхие. Нашей лодочкой управляли два турка, бывших моряка, несколько раз ходивших в кругосветку. Сейчас они зарабатывают тем, что катают туристов по морю, в том числе и нас.

Сначала мы просто поплыли искупаться на соседний маленький островок: дети, правда, забузили и плавать отказались, а я вот сплавала с лодки. Хотя скажу честно до сих пор ужасно нервничаю, когда плаваю на глубине.

Закат случился очень быстро: мы сидели и пили вино, и все вокруг становилось розовым, а потом сиреневым, а потом синим. Нам было очень хорошо, особенно в тот момент, когда вдруг из моря выпрыгнули два дельфина, и начали скакать прямо в золотой закатной полосе. Это было совершенно как в кино, и нам начало казаться, что реальность разворачивается перед нами во все желанные стороны сразу. Мы были под таким впечатлением, что даже не успели сфотографировать дельфинов, а они выполнили свой показательный номер и исчезли. Мы остались, и пошли вниз есть рыбу на гриле и салат, приготовленные нашими греками человек на десять: потом было даже страшно, не случится ли у нас белковое отравление. Но мы справились! И снова поднялись наверх и сидели, обнявшись, и смотрели как проплывают мимо сумеречные лодки и острова. Такая романтичная картина, особенно если забыть, что в этот момент с нами были два абсолютно озверевших человека, которые катались по палубе, визжали, толкались, гоготали, и совершенно игнорировали все наши просьбы успокоиться. Одним словом, нам было одновременно классно, мечтательно, смешно и мы еще немного были раздражены.

Такие богатые эмоции! На этом наше путешествие в Турцию закончилось. Потом была дорога в жаркую и кошмарную Анталию, самолет в Берлин, жара в Берлине, дорога на машине домой и прочее. Но я до сих пор вспоминаю, и не могу поверить, что Турция (Турция!) оказалась такой замечательной, разнообразной, глубокой и волшебной.

Напоследок вам фотография Кирца, иллюстрирующая ее любовь к настоящей турецкой моде, и stay tuned!